«Бонанза» с V-образным оперением фирмы «Бич»


Начиная с середины 1960-х гг. многие авиационные конструкторы использовали схему с V-образным оперением («бабочка»). Горизонтальные поверхности стабилизатора отклонялись вверх на угол 30° (или даже больший), образуя подобие буквы V. Рули такого оперения выполняют двойную функцию — управления по тангажу и по рысканию.
Считается, что такое техническое решение позволяет снизить массу конструкции и ее аэродинамическое сопротивление, а в некоторых случаях — повысить эффективность управления. С другой стороны, летчики, которые летали на самолетах с оперением такого типа, часто отмечают наличие некоторой путевой неустойчивости (самолет «водит»).
Построенные до второй мировой войны самолеты этой схемы были чисто экспериментальными. Только в 1947 г. появился первый массовый самолет такого типа-«Бонанза 35» фирмы «Бич». Впоследствии появилось несколько других серийных машин, главным образом во Франции, но именно V-образное оперение и «Бонанза» сделали друг друга знаменитыми.
Помимо своего оперения (были варианты и с традиционной схемой), «Бонанза» имеет еще одну характерную особенность -эта машина находится в серийном производстве без перерыва с 1947 г. по сегодняшний день, т. е. больше, чем любой другой самолет за все время существования авиации, и конца этому производству пока не видно. Кое-кто может оспаривать это утверждение на основании того, что знаменитый «Каб» находится в серийном производстве с 1931 г., но этот самолет строился двумя разными фирмами (сначала «Тейлор», а затем «Пайпер»), имел несколько обозначений и не выпускался в течение шести месяцев, когда в 1947 г. фирма «Пайпер» была закрыта. Кроме того, фирма продала авторские права на этот самолет в 1982 г.

Читайте также  Легкий истребитель для ВВС США (прототипы Р.600 фирмы Northrop и «401» фирмы General Dynamics)