четырехдвигательный самолет фирмы…

Хуже сложилась судьба первых пассажирских самолетов с ТВД в США. Появились они позже, чем в Великобритании и СССР: только в самом конце 1957 г. были проведены испытания американского четырехдвигательного самолета фирмы Локхид «Электра» L.188. Эксплуатация самолета «Электра» началась в 1959 г. и тут же была приостановлена почти на два года в связи с катастрофой самолета.

При полете на предельной скорости 675 км/ч начались колеба­ния внешней гондолы с двигателем. Колебания передались кон­соли крыла, которая, войдя в режим изгибно-крутильных колеба­ний, разрушалась. Нарастание амплитуд колебаний крыла соот­ветствовало флаттерной картине разрушения и не могло быть приостановлено снижением скорости полета вследствие чрезвы­чайно быстрого роста амплитуд упругих колебаний.

Необходимо было провести большие доработки, чтобы ликви­дировать динамическую связь колебаний крыла и мотогондолы в полете. Ни советские, ни английские самолеты с таким же рас­положением двигателей на крыле не были подвержены таким ка- тастрофическим колебательным явлениям. Речь явно шла об ошибке теоретиков и расчетчиков фирмы Локхид, которые при анализе динамических свойств конструкции не предусмотрели мер по разрыву возможной динамической связи колебаний внещ. ней гондолы двигателя и крыла, что привело к перекачке энергии колебаний внешней гондолы с двигателем в конструкцию крыла, вызвав, по-видимому, снижение критической скорости флаттера крыла.

Лишь к концу 1960 г. удалось создать модификацию, без­опасную от этого вида аэроупругих колебаний. Эксплуатация новой модификации началась с февраля 1961 г., но первая не­удача фирмы с самолетом так хорошо запомнилась пассажирам и авиакомпаниям, что в связи с отсутствием спроса выпуск и но­вой модификации уже через год, в 1962 г., был прекращен.

Длительные годы находились в эксплуатации советские само­леты Ил-18 и Ан-10. На международной выставке 1958 г. они были отмечены золотыми медалями. Прототип серийного самолета Ан-10 под названием «Украина» совершил свой первый полет в мар­те 1957 г. Это был 84-местный высокоплан с четырьмя ТВД АИ-20, которые располагались на крыле самолета. При создании этого самолета конструктор поставил перед КБ задачу создать такой самолет, для которого не требовались бы большой длины ВПП. Для решения этой задачи самолет был снабжен очень мощной ме­ханизацией крыла.

Читайте также  наддув при включенной системе кон­диционирования в ТУ-134-3