ДЕСАНТНО-ТРАНСПОРТНЫИ ВЕРТОЛЕТ МИ-4


Диаметр несущего винта, м..21
Масса, кг:
пустого..5495
максимальная.. 7500
Грузоподъемность, кг..1500
Двигатели..1ПДАШ-82В, 1251кВт
Максимальная скорость, км/ч..200
Дальность полета, км..500
Потолок, м:
статический..2000
динамический..5650
Экипаж..2

Создание вертолета стимулировалось насущными потребностями практики. В военных операциях в Корее американцы успешно использовали вертолеты. В 1951 году вертолетами с кораблей был высажен десант морской пехоты, вертолетами доставляли в недоступные места боевые подразделения и осуществляли их снабжение. Все это вызвало необходимость создания в СССР нового военно-транспортного вертолета, который превосходил бы по грузоподъемности и потолку лучшие вертолеты мира, имеющиеся в то время. Таким вертолетом стал Ми-4, построенный в 1952 году (рис.86, 183). По полетной массе, мощности двигателя и полезной нагрузке он вдвое превосходил лучший американский вертолет того времени S-55. Ми-4 обладал высокими летными характеристиками, был оснащен оборудованием для «слепого» и ночного полетов и не имел себе равных в тот период.
Грузовая кабина вертолета вмещала 16 десантников или автомашину типа ГАЗ-69. Вертолет имел поршневой двигатель, размещенный в носовой части. На корпусе главного редуктора установлен тормоз колодочного типа для торможения несущего и рулевого винтов после посадки. Отключение двигателя от главного редуктора на режиме авторотации осуществлялось с помощью специальной обгонной муфты. Во все каналы системы управления вертолетом включены гидроусилители. Все органы управления дублированы для обоих летчиков, сидящих рядом. Для повышения автономности действий вертолета в состав экипажа введен бортовой техник.
Лопасти несущего и рулевого винтов, а также лобовые стекла кабины экипажа оснащены противообледенительной системой, рабочей жидкостью которой была спиртоглицериновая смесь. Стабилизатор управляемый — имеет управление от ручки «шаг-газ». Лопасти несущего винта крепятся к втулке с помощью трех шарниров: горизонтального, вертикального, осевого. На первых вертолетах конструкция лопастей состояла из стального, состоящего из двух труб, соединенных заклепками, лонжерона и деревянного каркаса с фанерно-полотняной обшивкой. На опытных образцах Ми-4 конструкция лопасти мало чем отличалась от лопасти Ми-1. Но Ми-4 имел больший диаметр несущего винта, большую мощность и удельную нагрузку. В начальный период эксплуатации вертолета произошла катастрофа, причиной которой стал отрыв лопасти рулевого винта, имевший малую динамическую прочность.
Первоначально для Ми-4 был установлен очень малый ресурс НВ-25 часов. В связи с этим, создателям предстояла серьезная работа по совершенствованию конструкции лопастей и увеличению их ресурса.В результате принятых мер по упрочению лонжерона лопасти ресурс ее составил 300 часов, но этого было крайне недостаточно. В конце 1957 года был изготовлен цельнотрубчатый лонжерон, с укороченным комлевым стыком, в результате чего ресурс удалось довести до 600 часов. В 1964 году, после освоения крепления каркаса к лонжерону с помощью клея, ресурс уже составил 1000 часов.
На вертолете Ми-4 конструкторы впервые встретились с такими вредными явлениями, как флаттер лопастей несущего винта и земной резонанс. Глубокие исследования этих явлений позволили выработать конструктивные мероприятия и избавиться от этих опасных явлений.
Впервые вертолеты Ми-4 появились на вооружении в Советской Армии в 1953 году. Войсковые испытания проводились в 239 Гвардейском Белгородском авиационном полку. В течение года был накоплен опыт эксплуатации, включая операции по высадке десанта.
С 1954 года вертолеты стали поступать на вооружение частей военно-транспортной авиации и воздушно-десантных войск. Наряду с военным применением, вертолеты широко использовались в мирных целях. В феврале 1956 года, ночью, экипажи двух вертолетов в составе А.П.Коваленко, А.М.Калентьева, П.М.Митника, В.И. Плотникова спасли 17 рыбаков, унесенных в Балтийское море на оторвавшейся льдине. Вертолеты зависли над льдиной на высоте 0,2..0,5 м.
В том же году была проведена большая спасательная операция во время наводнения в Оренбургской и Гурьевской областях.
В сентябре 1956 года в Семипалатинской области вертолеты и личный состав подверглись суровому испытанию. Через полчаса после взрыва атомной бомбы в этот район был высажен десант.
С 1957 года на Ми-4 установлена внешняя подвеска, позволяющая нести груз массой до 1200 кг (перегрузочный вариант — 1600 кг).
В 1958 году были установлены балки для крепления четырех блоков неуправляемых ракет.
В середине 60-х годов на вертолете, впервые в СССР, установлен боевой комплекс противотанковых управляемых ракет.

Читайте также  Механизм распора Ан 24