ЕН-101

Диаметр несущего винта, м — 18,59
Масса, кг:
пустом — 7662
максимальная — 14290
Грузоподъемность, кг — 3100
Двигатели — 3 ТВД Т700-401/СТ 7-6, 1251 кВт х 3
Максимальная скорость, км/ч — 296
Потолок, м: статический динамический
Дальность полета, км — 925
Экипаж — 3

Проект военного и пассажирского вариантов вертолета ЕН-101 разработан совместно фирмами Уэстленд (Великобритания) и Агуста (Италия). Эскизный проект вертолета разработан в 1981 году, а детальный — в 1984 году. Первый испытательный полет предсерийного прототипа ЕН-101 состоялся в октябре 1987 года.
Морской проект ЕН-101А «Мерлин» учитывает требования военно-морских сил обеих стран, нуждающихся в новом противолодочном вертолете палубного базирования. Наиболее жесткие требования предъявлялись к габаритам вертолета. В сложенном виде (с повернутой хвостовой балкой) вертолет ЕН-101 должен помещаться в ангаре корабля класса «фрегат».
Этот вариант ЕН-101 предназначен для ведения поиска и уничтожения морских целей. Для этого вертолет оснащен поисковой РЛС кругового обзора, опускаемой гидроакустической станцией и радиогидроакустическими буями, четырьмя торпедами и двумя противокорабельными ракетами. На многоцелевом варианте ЕН-101С «Грифон» имеется задний грузовой люк, через который осуществляется загрузка двух армейских грузовиков, пушек и т.п.
Пассажирский вариант вертолета (ЕН-101В), рассчитанный на 36 мест, может применяться для обслуживания самых отдаленных морских нефтепромыслов. Прорабатывается вариант с удлиненным фюзеляжем для перевозки 42 пассажиров.
На вертолете внедрены следующие технические новшества:
— композиционная шарнирная втулка НВ с элас-томерными подшипниками;
— лопасть НВ имеет улучшенные аэродинамические характеристики и усовершенствованную форму законцовки;
— РВ полужесткий с композиционной втулкой и эластомерными подшипниками;
— в конструкции фюзеляжа и лопастей широко внедрены композиционные материалы;
— на вертолете установлена бортовая система контроля состояния агрегатов, а также система индикации в кабине пилота на базе дисплеев с электроннолучевой трубкой;
— установленные на вертолете двигатели имеют низкий удельный расход топлива.
Одним из требований со стороны военно-морских сил к вертолету ЕН-101 является безопасное продолжение взлета при отказе одного двигателя, при полной взлетной массе вертолета и высоких температурах окружающего воздуха. Это требование обеспечено путем установки на вертолет трех двигателей GE Т700-401А (США). Ожидается переход на двигатели Роллс-Ройс-Турбомека RTM 322, 1546 кВт х 3 на серийных вертолетах.
Требование взлета и посадки на палубу корабля класса «фрегат» в условиях ветра до 25 м/с с любого направления при волнении моря до 6 баллов обеспечивается мощным путевым управлением, избыточностью тяги НВ и РВ и высокой подвижностью вертолета. Хорошая реакция вертолета по углам крена и тангажа на управляющие воздействия летчика обеспечивается быстрым изменением направления вектора тяга НВ, достигнутым за счет увеличения разноса горизонтальных шарниров лопастей. Путевое управление обеспечивается большим четырехлопастным РВ, имеющим трапециевидные крученые лопасти из композиционных материалов. Другими особенностями палубного вертолета ЕН-101 являются:
— широкая колея трехстоечного шасси, повышающая способность вертолета к неопрокидыванию набок, стойки шасси способны гасить скорость удара при посадке до 5,5 м/с;
— наличие гарпунной системы захвата и причаливания к палубе корабля;
— способность несущего винта создавать отрицательную тягу, повышающую способность вертолета к несоскальзыванию с палубы при качке корабля;
— наличие автоматической электрической системы складывания лопастей несущего винта и хвостовой балки для хранения вертолета в ангаре.
Для обеспечения безопасности полетов в условиях обледенения вертолет оснащен противообледени-тельными системами несущего и рулевого винтов, обогреваемыми воздухозаборниками двигателей, стабилизатором и ветровым стеклом.
Экипаж морского ЕН-101А «Мерлин» включает три человека:пилота, оператора гидроакустической станции и наблюдателя. В полете работа экипажа облегчается за счет наличия систем автоматического управления полетом, электронного приборного оборудования и системы обработки сигналов активных и пассивных гидроакустических буев.
Впериод 1987-1992 гг. прошлилетные испытания девять опытных вертолетов ЕН-101. Первые серийные машины с 1992 г. закупает Великобритания и Италия. Возможна продажа машин в Канаду, Индию, Таиланд и другие дальневосточные страны.

Читайте также  Одной из интересных особенностей