Это было обусловлено стремлением

Забрызгиваемость двигательно-движительного комплекса в данном случае сни­жена явно в ущерб эффективности системы поддува, основан­ной на использовании потока воздуха, отбрасываемого винтом под несущее крыло. В процессе испытаний экраноплана Х-113 конструктор заменил тянущий винт на толкающий. Это было обусловлено стремлением еще более снизить забрызгиваемость винта.

Последний вариант компоновки двигательно-движительного комплекса, вероятно, вполне удовлетворил А. Липпиша, по­скольку именно он, как известно, был им применен для шести­местного экраноплана Х-114.

Выше были приведены основные результаты летных испыта­ний аппарата Х-113, осуществленные в 1970—1972 гг. Они по­зволили установить и мореходность экраноплана, который со­вершал взлетно-посадочные операции при высоте волн до 0,75 м (2 балла) и ветре до 12,5 м/с.

Интересные данные о мореходности экранопланов (рис. 124) приводит В. Б. Корягин. По его расчетам, чтобы обеспечить по­лет экраноплана без единого касания гребней волн на большом расстоянии не требуется резкого увеличения высоты полета. Так, в случае увеличения протяженности рейса с 2 до 1850 км при волнении 5 баллов необходимо повысить высоту полета ап­парата примерно на 0,5 м.

Согласно прогнозам специалистов фирмы «Виикл Рисерч Корпорейшн» высокими мореходными качествами должен обла­дать спроектированый экраноплан «Колумбия». Высота полета его на эксплуатационном режиме предполагается равной 3,7 м,

считая до основного корпуса (несущего крыла). Однако в пе­чати не сообщалось о предельно допустимой балльности моря, при которой будут достаточно надежными взлет и посадка этого аппарата.

Читайте также  Электропневмоклапан длительного действия эк-69