Форд-4АТ

К этому времени за рубежом уже были трехмоторные граждан­ские самолеты: в США — «Форд-4АТ» (1926 г.), в Европе — «Фоккер», F-VII (1924 г.). По схеме это были высокопланы с тремя двигателями, два из которых подвешивались под крылом. На

новом советском самолете АНТ-9 два двигателя были установлена на крыле, а один — в носовой части фюзеляжа. В остальном схемы были аналогичны. Выпускался АНТ-9 и с двумя дви­гателями (ПС-9).

Летом 1929 г. самолет АНТ-9 «Крылья Советов» совершил успешный перелет по европейским столицам.

Серийный пассажирский самолет ПС-9 с двумя двигателями М-17 (при девяти пассажирах и двух членах экипажа) мог совер­шить полет на дальность 700 км с крейсерской скоростью 180 км/ч.

В течение десяти лет (1933—1943 гг.) самолет ПС-9 использо­вался в ГВФ для обслуживания местных воздушных линий.

Еще больших размеров пассажирские самолеты появились в начале 30-х годов. Это были цельнометаллические монопланы: пятидвигательный АНТ-14 «Правда» и четырехдвигательный пас­сажирский «Юнкере» G.38. Последний строился как в Германии, так и в Японии, причем в Японии — в военном варианте.

Самолет АНТ-14 в дальнейшем совершенствовался, развивая схему ТБ-3, но с пятью двигателями. При развитии самолета «Юнкере» была сделана попытка реализовать идею патента 1910 г. «летающее крыло», полученного тогда конструктором Хуго Юн- керсом. Однако реализовать эту идею в 1930 г. конструктору не удалось: «летающее крыло» не обладало продольной устойчи­востью. Пришлось позади толстого крыла устанавливать гори­зонтальное и вертикальное оперение бипланной схемы.

Толстое крыло позволило расположить в нем четыре двигателя, бензиновые баки, много различного оборудования. В первом варианте самолета, поднявшегося в воздух в ноябре 1928 г., два внешних двигателя имели мощность по 800 л. е., а два вну­тренних — по 400 л. с. Однако испытания показали необходимость увеличения мощности двигателей. Поэтому в военном варианте, который стали строить в Японии в 1931 г. фирмой Митсубиси под маркой Ki-20, самолет снабжался четырьмя двигателями мощностью по 720—800 л. с.

Читайте также  Як-55 - одноместный спортивно-пилотажный самолет

В течение 1931—1934 гг. по лицензии фирмы Юнкере в Японии было построено шесть тяжелых бомбардировщиков Ki-20. При взлетной массе в 23 т он имел дальность полета до 3000 км, бомбовая нагрузка могла составлять от 1000 до 3000 кг, макси­мальная скорость полета достигала 198 км/ч. В те годы это был второй по величине военный самолет мира. Военные круги Японии надеялись использовать его в военных действиях против Филип­пин, Тайваня и районов Советской Сибири. Однако к началу второй мировой войны эти самолеты настолько устарели, что в боевых действиях участия не принимали.

В конце 20-х годов в СССР продолжали создаваться легкие цельнодеревянные самолеты-бипланы. Среди них были истреби­тели И-2бис, И-3, разведчики Р-б, учебные самолеты У-2.