Истребители-бипланы: И-5, И-15…

С августа 1930 г. начались работы по выпуску войсковой серии И-5, а позднее и его крупносерийное производство в ва­рианте с двигателем М-22 мощностью 480 л. с. и двумя синхрон­ными пулеметами ПВ-1. При взлетной массе 1355 кг И-5 имел дальность полета 530 км, а максимальная скорость достигала 286 км/ч.

Всего в серии было построено 803 экземпляра И-5, и он про­держался на вооружении советских ВВС почти 9 лет.

В феврале 1933 г. бригада ЦКБ, руководимая Н. Н. Поли­карповым, приступила к проектированию маневренного истреби­теля-биплана ЦКБ-3. Этот самолет, известный в серии под маркой И-15, определил дальнейшее развитие в СССР маневренных истребителей-бипланов вплоть до 1939 г. Летные качества И-15 оказались лучше, чем у его предшественника И-5 за счет повы­шения мощности двигателя до 630/715 л. с. и снижения удельной нагрузки на крыло до 58 кг/ма. В результате скорость полета возросла, а время выполнения виража снизилось.

В октябре 1933 г. летчик-испытатель Валерий Павлович Чка­лов поднял самолет в воздух, развив скорость до 360 км/ч и пока­зав самое малое в мире время выполнения виража — всего восемь секунд. С 1934 г. началась серийная постройка И-15, который был выпущен в 674 экземплярах.

По схеме И-15 был расчалочный полутораплан с верхним крылом в форме «чайка» и неубирающимся шасси. На облегченном варианте И-15 летчик Владимир Константинович Коккинаки 21 ноября 1935 г. установил мировой рекорд высоты — 14 575 м.

Позднее, в 1936 г., появилась модификация И-15бис с более мощным двигателем (775 л. с.) и прямым верхним крылом. Подоб­ные маневренные истребители-бипланы в 1934—1935 гг. строились и в других странах мира и находились на вооружении до начала войны.

Читайте также  Липпиш, В.

Так, в Германии это были «Хейнкель» Не-51 (1934 г.) и «Хен- шель» Hs-123 (1935 г.), в Англии — Глостер «Гладиатор» (1935 г.), в Италии «Фиат» CR (1935 г.) и др. В дальнейшем во всех этих странах и в США появились истребители-бипланы с убирающи­мися шасси. Таким самолетом в СССР в 1938 г. стал И-153, в США в 1935 г. — «Грумман» F-2F и др.

Одновременно с созданием истребителей-бипланов в ряде стран мира началось строительство и скоростных истребителей- монопланов. Ведущими в этом деле оказались советские конструк­торы, а среди них конструкторские коллективы, руководимые А. Н. Туполевым, Н. Н. Поликарповым и Д. П. Григоровичем. Это были самолеты И-14 (АНТ-31), И-16 (ЦКБ-12) и ИП-1 (ДГ-52).