Истребители конструкторского бюро им. Яковлева

Когда полетел МиГ-9, в воздух поднялся еще один реактивный истребитель — Як-15. Его спроектировали на основе самолета Як-3, заменив винт и поршневой двигатель турбореактивным РД-10 . Благодаря родственности серийному Як-3, Як-15 быстро прошел испытания, и в 1947 г. звено реактивных «Яков» показали на воздушном параде. В том же году самолет поступил на вооружение.
Один из нескольких сотен построенных Як-15 сохранился до наших дней. Он находится в музее ОКБ им. А.С.Яковлева. Модификацией Як-15 был Як-17, отличающийся новой схемой шасси с носовой опорой. В серию пошел двухместный Як-17УТИ. Он стал первым отечественным реактивным учебно-тренировочным самолетом.
Як-15 и Як-17 развивали скорость до 800 км/ч. Скоростные характеристики удалось улучшить после установки почти вдвое более мощного двигателя РД-500 — копии английского ТРД «Дервент», приобретенного нашей страной в 1947 г. Увеличению скорости способствовало также применение специального «скоростного» профиля крыла, отличавшегося меньшей толщиной. На испытаниях в 1947 г. Як-23, как назвали новый самолет, показал максимальную скорость 932 км/ч.
В1949 г. Як-23 появился в ВВС СССР, Чехословакии, Польши, Румынии, Венгрии, Болгарии. Но уже летали истребители со стреловидным крылом, поэтому вскоре производство Як-23 прекратили. МиГ-9 и Як-15 были первыми серийными реактивными истребителями. Одновременно с проверкой их летных качеств шли испытания и других машин на реактивной тяге, оставшихся в единичных экземплярах: экспериментального самолета И.Ф.Флорова «4302» с жидкостным ракетным двигателем , ракетного перехватчика ОКБ Микояна И-270 , реактивных первенцев ОКБ Лавочкина Ла-150 и Ла-156 , самолета Як-19, оборудованного ТРД с системой дожигания топлива за турбиной, Як-25 с герметичной кабиной, двухдвигательных истребителей П.0.Сухого Су-9 , Су-11 и С.М.Алексеева 1/1-211 . Век боевых реактивных самолетов с обычным, прямым крылом оказался коротким. Как свидетельствовали данные аэродинамики, для дальнейшего увеличения скорости прямое крыло необходимо было заменить стреловидным. Первоначально рассматривались варианты и с обратной, и с прямой стреловидностью. Так, в 1947 г. проводились полеты экспериментального планера ЛЛ-2 с крылом обратной стреловидности и, одновременно, в скоростной аэродинамической трубе Т-102 ЦАГИ исследовались модели самолетов с крылом прямой стреловидности. Выбор был сделан в пользу второй компоновки.
В июле 1947 г. летчик И.Е.Федоров поднял в воздух первый в СССР реактивный самолет со стреловидным крылом Ла-160. Его испытания прошли успешно, скорость заметно возросла, и в скором времени начались полеты боевых машин новой конструкции.

Читайте также   Летов S-616 (Letov S-616)