МНОГОЦЕЛЕВОЙ ВЕРТОЛЕТ WG.13 «ЛИНКС»

Диаметр несущего винтя, м.. 12,8
Масса, кг:
пустого..2658
максимальная..4763
Грузоподъемность, кг..1360
Двигатели.2 ТВД, Роллс-Ройс, BS.360 Джем, 662 кВт
Максимальная скорость, км/ч..282
Потолок, м:
статический..,..3650
динамический
Дальность полета, км..676
Экипаж.. 1-2

Вертолет разрабатывался с 1967 года по соглашению между Великобританией и Францией (фирмы Уэстленд и Аэроспасьяль). Первый полет состоялся в марте 1971 года. Выпускался он в двух вариантах: для армии- «Линкс» АН. Мк.1 и для флота «Линкс» HAS Мк.2.
Фюзеляж вертолета цельнометаллический, типа полумонокок. Несиловые узлы конструкции выполнены из стеклопластика. В кабине экипажа имеются две небольшие двери, а в грузовой кабине две широкие двери, сдвигаемые по направляющим. Пол грузовой кабины рассчитан на нагрузку 9575 н/кв.м и имеет швартовочные кольца, установленные с шагом 508 мм. С обеих сторон фюзеляжа предусмотрены узлы крепления для подвески вооружения. Для поисково-спасательных операций вертолет оборудован лебедкой грузоподъемностью 2649 Н. Хвостовая балка монококовой конструкции была выполнена из легких сплавов и стеклопластика. В морском варианте балка складывается.
Несущий винт с полужестким креплением лопастей имеет только осевые шарниры. Лопасти цельнометаллические прямоугольной формы в плане, складывающиеся и взаимозаменяемые. Профиль лопасти имеет большую кривизну. Лопасть имеет стальной лонжерон D-образного сечения. К лонжерону приклеены хвостовые отсеки из стеклопластика. Обшивка лопасти выполнена из стеклопластика с двойной накладкой вдоль носка и законцовкой из нержавеющей стали. Концевая часть лопасти имеет усиленную нервюру из стеклопластика и набор накладок из стали. Втулка несущего винта выполнена из титана и включает ступицу, к которой на болтах крепятся упругие элементы для обеспечения махового движения лопастей. Автомат перекоса типа «паук» установлен внутри секции вала НВ.
Рулевой винт с шарнирным креплением лопастей. Лопасти цельнометаллические, прямоугольной формы в плане, имеют лонжерон в форме носка профиля.
Двигатели установлены рядом позади вала несущего винта и разделены между собой противопожарными перегородками. Воздухозаборники имеют электрическую противообледенительною систему. Топливо находится в пяти протестированных баках.
Трансмиссия состоит из главного и промежуточного редуктора рулевого винта. Главный редуктор двухступенчатый: первая ступень с коническими шестернями и конформным зацеплением.
Шасси многоцелевого вертолета АН Мк. 1 лыжное неубираемое. Для передвижения вертолета по земле предусмотрена установка колес. Морской вариант HAS.Mk.2 имеет трехколесное неубираемое шасси с самоориентирующейся носовой стойкой. Для облегчения посадки вертолета на палубу и для удержания вертолета на месте используется система «Гарпун» с тросом, прикрепленным к швартовочному устройству на палубе.
В систему внешнего освещения входят аэронавигационные огни, маяк предупреждения столкновений и управляемая посадочная фара.
Оба варианта вертолета снабжены автоматической системой управления и стабилизации, радиооборудованием, аварийной радиостанцией, сигнально-переговорным устройством, доплеровской навигационной системой.
Вертолет АН Мк. 1 может быть вооружен одной пушкой калибра 20 мм с боезапасом 1500 патронов или пулеметом калибра 7,62 мм, которые устанавливаются внутри кабины. На пилонах по бокам фюзеляжа могут устанавливаться: два пулемета в контейнерах, два контейнера с 14 НУР калибра 50 мм, контейнеры УР Аэроспасьяль AS. 12 или УР CL 834 «Скюа». На морском варианте устанавливается гидроакустическая станция. В 1981 г. были выпущены модифицированные «Линкс» II АН Мк.5 и «Линкс» II HAS Мк.З, оснащенные более мощными двигателями Роллс-Ройс Джем 41-1, 746 кВт х 2.
Вертолет испытан в боевых действиях на Фолклендских островах (1982 г.) и в составе многонациональных сил против Ирака в 1991 году.
После установки новых лопастей с необычной формой концевой части (сочетание уступа с саблевидностью) на специально подготовленном вертолете «Линкс» G в 1986 году был установлен мировой рекорд скорости 400,87 км/ч.

Читайте также  Самолет Ан-225