пассажирский реактивный самолет «Джетлайнер»

Французская авиационная промышленность после разрухи и многолетней оккупации страны в 1951 г. начала разработку пас­сажирского реактивного самолета с двумя турбореактивными дви­гателями. Трагический опыт английских коллег позволил фран­цузским конструкторам избежать катастрофических ошибок. В мае 1955 г. на летные испытания ими был выпущен реактивный самолет новой аэродинамической компоновки с расположением двигателей в хвостовой части фюзеляжа вблизи оперения. Такая компоновка разрешала сразу две задачи: снижала уровень высоко­частотных нагрузок от двигателей, которые были расположены на крыле и повышала его ресурс; увеличивала возможность повышения комфортности для пассажиров.

Регулярные рейсы «Каравеллы», как назван был этот самолет, начались в мае 1959 г.

Когда проблема безопасности полета реактивного пассажир­ского самолета с турбореактивными двигателями была в основа ном решена, конструкторы начали предпринимать попытки по созданию не только более безопасного, но и более экономичного самолета. Как показали исследования, выигрыш в экономичности при небольшой потере скорости давал турбовинтовой двигатель, воздушные винты которого приводились во вращение газовой турбиной и большая часть тяги создавалась именно ими.

Пассажирские и транспортные турбовинтовые самолеты

Прежде чем появиться турбовинтовым’ самолетам, во всем мире после окончания второй мировой войны еще некоторое время продолжали выпуск поршневых самолетов для гражданской авиа­ции.

Наиболее распространенными самолетами этого типа в это время были самолеты фирмы Дуглас DC-3 и С-47. Широко исполь­зовались они и в СССР, первый под лицензионной маркой Ли-2, а второй под своим обозначением, так как был получен по ленд- лизу. Но к 1944 г. самолеты Ли-2 уже устарели. Не устраивала ни их скорость — 220 км/ч, ни их дальность — всего 1000 км.

В 1944 г. ОКБ С. В. Ильюшина приступило к проектированию нового поршневого пассажирского самолета Ил-12 с двумя двига­телями АШ-82ФН.

Читайте также  ВЕРТОЛЕТ ХИЛЛЕР Н-12

Самолет Ил-12, впервые поднявшийся в воздух в 1946 г., мог брать на борт 27 пассажиров, при этом его дальность состав­ляла 1500 км при скорости 300 км/ч. В отличие от Ли-2 самолет Ил-12 имел шасси с носовым колесом, значительно упростившее взлет и посадку. На новом самолете были установлены и винты с флюгированием, что уменьшало сопротивление винта при оста­новке двигателя и облегчало пилотирование при полете с одним двигателем. С 1946 г. началась серийная постройка самолета Ил-12.