
Французская авиационная промышленность после разрухи и многолетней оккупации страны в 1951 г. начала разработку пассажирского реактивного самолета с двумя турбореактивными двигателями. Трагический опыт английских коллег позволил французским конструкторам избежать катастрофических ошибок. В мае 1955 г. на летные испытания ими был выпущен реактивный самолет новой аэродинамической компоновки с расположением двигателей в хвостовой части фюзеляжа вблизи оперения. Такая компоновка разрешала сразу две задачи: снижала уровень высокочастотных нагрузок от двигателей, которые были расположены на крыле и повышала его ресурс; увеличивала возможность повышения комфортности для пассажиров.
Регулярные рейсы «Каравеллы», как назван был этот самолет, начались в мае 1959 г.
Когда проблема безопасности полета реактивного пассажирского самолета с турбореактивными двигателями была в основа ном решена, конструкторы начали предпринимать попытки по созданию не только более безопасного, но и более экономичного самолета. Как показали исследования, выигрыш в экономичности при небольшой потере скорости давал турбовинтовой двигатель, воздушные винты которого приводились во вращение газовой турбиной и большая часть тяги создавалась именно ими.
Пассажирские и транспортные турбовинтовые самолеты
Прежде чем появиться турбовинтовым’ самолетам, во всем мире после окончания второй мировой войны еще некоторое время продолжали выпуск поршневых самолетов для гражданской авиации.
Наиболее распространенными самолетами этого типа в это время были самолеты фирмы Дуглас DC-3 и С-47. Широко использовались они и в СССР, первый под лицензионной маркой Ли-2, а второй под своим обозначением, так как был получен по ленд- лизу. Но к 1944 г. самолеты Ли-2 уже устарели. Не устраивала ни их скорость — 220 км/ч, ни их дальность — всего 1000 км.
В 1944 г. ОКБ С. В. Ильюшина приступило к проектированию нового поршневого пассажирского самолета Ил-12 с двумя двигателями АШ-82ФН.
Самолет Ил-12, впервые поднявшийся в воздух в 1946 г., мог брать на борт 27 пассажиров, при этом его дальность составляла 1500 км при скорости 300 км/ч. В отличие от Ли-2 самолет Ил-12 имел шасси с носовым колесом, значительно упростившее взлет и посадку. На новом самолете были установлены и винты с флюгированием, что уменьшало сопротивление винта при остановке двигателя и облегчало пилотирование при полете с одним двигателем. С 1946 г. началась серийная постройка самолета Ил-12.