Пассажирский реактивный самолет Ту-104

Первый полет первого советского пассажирского реактивного самолета Ту-104 состоялся 10 июля 1955 г., а американского авиалайнера Боинг-707-120 — в декабре 1957 г. Регулярные перевозки пассажиров на самолете Ту-104 начались в Советском Союзе с 1956 г., а в США на самолете Боинг-707-120 — с 1958 г.

По схеме самолет Ту-104, как и его военный прототип Ту-16, представлял собой среднеплан со стреловидным крылом и опе­рением, с двумя турбореактивными двигателями, расположенными в корневой части крыла, по бокам фюзеляжа. Герметическая ка­бина вмещала 50 пассажиров и позволяла совершать полет на высотах до 11500 м с крейсерской скоростью 850 км/ч.

На Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 г самолету Ту-104 была присуждена золотая медаль, что свидетельствовало об успе­хах советского самолетостроения в новом деле развития реактив­ной гражданской авиации.

В стоместном варианте самолет Т-104Б со взлетной массой в 76 т мог совершать беспосадочные рейсовые полеты на даль­ность более 3000 км. В варианте Ту-104Е на борту уже находилось 122 пассажира. На этом самолете и его модификациях советские летчики установили в те годы большое число мировых рекордов

Американский Боинг-707-120 «Стратолайнер» имел компоновку, отличную от английских и советских самолетов. Так же как на его военном прототипе, он имел низкопланную схему со стре­ловидным крылом и оперением. Все четыре реактивных двигателя располагались на пилонах под крылом.

Самолет предназначался для внутренних авиалиний для пере­возки 120 пассажиров. При коммерческой нагрузке 12 т он мог совершать полет на дальность до 6000 км при скорости 845 км/ч на высоте 11 км.

Для межконтинентальных полетов в 1959 г. была создана модификация с дальностью полета свыше 10 000 км при коммер­ческой нагрузке почти в 13 т. Первый самолет имел взлетную массу 116,6 т, а его модификация — 148,3 т.

Читайте также  Заправочный клапан бака 124А-6155-220

Справедливости ради следует заметить, что попытки создать в послевоенные годы пассажирские реактивные самолеты были предприняты и в других странах. Так, первым на американском континенте стал канадский пассажирский реактивный самолет «Джетлайнер» С. 102, построенный фирмой «Авро Канада» и испытанный в воздухе 10 августа 1949 г. Прямое трапециевидное крыло с четырьмя реактивными двигателями, а также использо­вание материалов с большей удельной прочностью позволило уменьшить массу конструкции самолета и снизить взлетную массу до 29,5 т при 50 пассажирах и дальности 1750 км.

Самолет был подготовлен к серийному производству, но более выгодные военные заказы для владельцев фирмы привели к от­казу от продолжения этих работ. Факт — обычный в мире бизнеса.