
На основании технического задания (условий, требований) на проектирование аппарата (если оно имеется), его назначения, имеющегося у автора проекта опыта с помощью метода относительных масс определяется полная масса аппарата. Для этого полную массу экраноплана разбивают на несколько групп.
Масса Gn. н зависит от назначения аппарата, и, как правило, ее можно определить в самом начале проектирования (все составляющие известны). Относительные массы конструкции, двигательной установки и топлива определяют обычно с помощью приближенных формул или по достаточно близким прототипам, т. е. аппаратам с идентичными характеристиками. При этом проверяется правильность принятого решения относительно состава двигательно-движительного комплекса.
В связи с отсутствием необходимых статистических данных по рассматриваемым аппаратам некоторые зарубежные специалисты (например, Д. Мак-Мастерз) для расчета этих характеристик пользуются зависимостями, разработанными в авиации. После определения полной массы аппарата рассчитывают в первом приближении основные размеры и характеристики его элементов (корпуса, крыла, хвостового оперения и т. д.), широко используя опыт создания экранопланов аналогичной схемы и близкого назначения. Затем находят наивыгоднейшее сочетание основных элементов и размеров аппарата, которое обеспечит наибольшую эффективность экраноплана при решении им основной задачи. Для этого используют уравнения и зависимости элементов и параметров аппарата, полученные на основе обработки технических материалов построенных экранопланов (или самолетов).