Преодоление «горба» сопротивления

в чисто самолет­ном режиме. Как видим, диапазон различных режимов движения рассматриваемых аппаратов велик и практически немыслим ни для одного из транспортных средств.

Кратко охарактеризуем два основных режима движения, присущих экранопланам почти всех типов,— режим глиссиро­вания и основной режим движения вблизи экрана. Важным и напряженным является режим глиссирования аппарата в мо­мент его разбега. Аэрогидродинамическое сопротивление в про­цессе разбега быстро возрастает и при критической скорости (С|ф=0,4ч-0,б1;отр) достигает максимума («горб» на кривой сопротивления). Преодоление «горба» сопротивления, особенно в условиях волнения, может быть расчетным случаем для опре­деления потребной мощности энергетической установки аппа­рата (см. рис. 114).

После преодоления «горба» сопротивление экраноплана резко падает за счет выхода его корпуса из воды. Аэродинами­ческое качество в процессе разбега с ростом сопротивления па­дает, а после достижения минимального значения в районе «горба» начинает довольно быстро расти.

Характерная особенность экранопланов — сохранение высо­кого значения аэродинамического качества независимо от ско­рости движения на расчетном режиме околоэкранного полета (см. рис. 114). В то же время одним из существенных недостат­ков СПК является резкое падение гидродинамического качества с ростом скорости движения. Так, если значение качества при

скорости движения судов на подводных крыльях 50—60 км/ч достигает 13—14, то при скорости 140—150 км/ч оно падает до 7—8.

Читайте также  Аварийные средства спасения экипажа ан -12