
Поляра аппарата отличается от поляры крыла сопротивлением конструкций аппарата, не создающих или практически не создающих подъемной силы. К таким конструкциям можно отнести корпус аппарата (фюзеляж), оперение, поплавки и др. На долю этих конструкций приходится тем не менее существенная часть лобового сопротивления летательного аппарата.
Поляра может быть получена на основании продувок модели крыла или аппарата в целом и последующего пересчета полученных результатов на условия натуры. Построенная на основании продувок модели поляра эквидистантно сдвигается для натуры на значение полученной расчетом поправки ДСХ, учитывающей уменьшение коэффициента Сх по сравнению с моделью вследствие значительного возрастания числа Рейнольдса.
Зная характеристики энергетической установки, можно построить график, показывающий зависимость между располагаемой и потребной мощностью (или тягой) и скоростью движения, т. е. диаграмму располагаемой и потребной мощности или тяги (рис. 130). При расчете потребной тяги и мощности используют поляру аппарата. Для этого, задаваясь рядом последовательных значений коэффициента Су, с помощью поляры определяют соответствующие им вычисляют потребную мощность для данного режима полета IСу, v), к. п. д. воздушного винта т).
Наивыгоднейшая скорость полета (см. рис. 130) —это такая, при которой потребная тяга оказывается наименьшей; она соответствует полету аппарата, имеющего наибольшее аэродина
мическое качество, экономическая скорость соответствует наименьшей потребной мощности, а крейсерская скорость — минимальному отношению Pn/v-
Диаграмма потребной и располагаемой мощности или тяги является наиболее полной характеристикой важнейших качеств аппарата.