Принципиальная схема взлета

Принципиальная схема взлета вертикально взлетающего ленные ТРД в передней части фюзеляжа и двигатели в хвостовой части фюзеляжа посредством специальной заслонки для отклонения выхлопной струи газов перево­дятся на режим вертикального взлета. Перемещение за­слонки синхронизируется в соответствии с увеличением тяги вертикальных двигателей. Когда заслонка достигает полностью закрытого положения, выхлопные струи всех восьми двигателей направляются вниз. Самолет отры­вается от земли, когда все двигатели развивают макси­мальную тягу. При этом энерговооруженность самолета достигает 1,03. Когда самолет достигает определенной вы­соты, летчик начинает переход в горизонтальный полет быстрым созданием пикирующего момента для сообщения самолету поступательной скорости. Одновременно с этим он начинает медленно поворачивать гондолы на концах крыла в горизонтальное положение.

После завершения перехода в горизонтальный полет двигатели, установленные вертикально, выключаются; за­слонка, отклоняющая выхлопные газы, устанавливается в положение, обеспечивающее истечение газов хвостовых двигателей в горизонтальном (направлении, и реактивная система управления выключается. На самолете имеется система аварийного управления, работающая при отказе одного из двигателей и связывающая попарно противопо­ложные двигатели. При разбеге самолета мотогондолы на концах крыла находятся в горизонтальном положении, а заслонка, отклоняющая выхлопную струю хвостовых дви­гателей, полностью открыта. Перед отрывом от земли гон­долы на концах крыла слегка отклоняются и заслонка устанавливается в положение, обеспечивающее отклонение выхлопной струи вниз. При этом вертикальная составляю­щая тяги складывается с аэродинамической подъемной си­лой, что обеспечивает быстрый взлет. Однако, как спра­ведливо указывает журнал «Интеравна» № 4636, на пути создания этого самолета имеется много трудностей.

Прежде всего, следует указать на трудности, связанные с воздействием высоких температур направленной вниз вы­хлопной струи двигателей на оборудование стартовой пло­щадки и эрозией стартовых площадок из-за воздействия выхлопной струи. Проведенные испытания показали, что обычные бетонные плиты могут выдерживать температуру 1660° С, создаваемую работающими двигателями, которые установлены на концах крыла самолета. Более того, уста­новлено, что обычные земля или песок после обработки некоторыми смолами могут служить стартовыми площад­ками для такого самолета.

Читайте также  Девуатин D-500 (Dewoitine D-500)