
Кроме моментных характеристик аппарата на рис. 128 показаны зависимости аэродинамических коэффициентов С’х, Су, Ст, а также боковой силы Z и поперечного восстанавливающего
1Э4 момента Мх от угла скольжения 1 (при а = 0). С увеличением угла скольжения коэффициент Си повышается весьма незначительно, в то же время C’Xt т. | Мх растут довольно интенсивно до больших значений. Следовательно, увеличение угла скольжения в общем благоприятно влияет на продольную устойчивость аппарата Ст, особенно при малой относительной высоте полета
аэродинамические характеристики. Z — боковая аэродинамическая сила; С’^—коэффициент сопротивления в направлении воздушного потока; М х— поперечный восстанавливающий момент.
Решение проблемы устойчивости и управляемости экранопланов на переходных режимах (взлет, посадка) нередко связано со значительными трудностями. Это, как известно, свойственно и многим другим видам транспортных средств: самолетам, СГ1К и СВП. Сложность проблемы обусловлена главным образом тем, что действующие на аппарат на этих режимах внешние силы и моменты резко меняются во времени. В то же время эффективность устройств (рулей, элеронов, стабилизаторов, подводных крыльев и др.), регулирующих эти изменения, зачастую бывает недостаточной. Особенности проектирования экранопланов.
В настоящее время еще не создано законченной методики проектирования экранопланов. Ввиду начальной стадии работ в данной области отсутствуют необходимые статистические материалы, результаты систематических параметрических испытаний моделей, т. е.