
Прогнозы развития воздушного транспорта в своих предсказаниях не единодушны. По данным ИКАО, до 1985 г. рост воздушного пассажирского транспорта в пассажиро-километрах составит 9% ежегодно [425], грузового воздушного транспорта в тонно-километрах—14% ежегодно. Значительного прогресса в скорости полета и в экономичности гражданских транспортных самолетов до 1985 г. не ожидается.
Существуют, однако, факторы позволяющие в известной мере предвидеть будущее. 90% пассажиров на магистральных авиалиниях США и через Атлантический океан путешествуют по воздуху (рис.213). Наибольшая часть пассажиропотока и в будущем придется на дозвуковые транспортные самолеты большой дальности полета. К 1980 г. на авиалиниях могут эксплуатироваться 150 СТС Concorde (в 1975 г. считали, что на авиалиниях возможна эксплуатация 35—40 самолетов Concorde), 600 двухдвигательных широкофюзеляжных самолетов, 750 трехдвигательных широкофюзеляжных самолетов, 554 трех- двигательных широкофюзеляжных машин с удлиненным фюзеляжем и 340 самолетов В 747.
Согласно данным NASA США [426], к концу XX века воздушный транспорт возрастет не менее чем в три раза.
Считается [426], что развитие гражданских транспортных самолетов пойдет по трем основным направлениям: частичное изменение программы полета (иная траекторая захода на посадку, уплотнение продольного эшелонирования самолетов в воздухе, новые системы навигации и т. д.); дальнейшее развитие магистральных дозвуковых транспортных самолетов для авиалиний большой протяженности; развитие самолетов для местных линий и специальных самолетов.
Авиакосмическая промышленность США создает космический самолет. Полеты его планируются с 1980 г. Чтобы обеспечить достаточно частые полеты самолета и компенсировать затраты на его создание, США намерены представлять его как транспортный корабль другим странам для вывода на орбиты различных аппаратов, создаваемых этими странами, например,, западноевропейской орбитальной станции. Космический самолет США первого поколения, как самолет, является пока несовершенной машиной из-за сложностей вертикального старта, малого ресурса (100 полетов), одноразового применения крупного внешнего топливного бака и по ряду других причин. Тем не менее, его применение для вывода на орбиты полезных нагрузок большой массы обеспечит существенную экономию средств по сравнению с использованием одноразовых ракет-носителен и явится новым шагом вперед в развитии авиации и космонавтики.
В 1990-х годах возможно появление космического самолета США второго поколения (рис. 215). Он должен быть многоразовым, одноступенчатым, взлетать и садиться по-самолетному. Затем ожидается появление семейства космических самолетов, оптимизированных под полезные нагрузки различной массы.
NASA, исследовательские центры и лаборатории ВВС и фирмы США проводят исследования гиперзвукового самолета и СТС США второго поколения.