
Пользуясь такими диаграммами, построенными с учетом различной массы аппарата и вариантов его энергетической установки, при движении на разной относительной высоте от земли, можно рассчитать все основ- Г ные летные характеристики экраноплана.
Ходовые характеристики jKpaHO- планов в режиме плавания и глиссирования, стартовые характеристики, а также его мореходность определяют испытаниями моделей в опытовом бассейне. Иногда для этого используют катера-буксировщики.
Достаточно точное определение сопротивления движения модели, а следовательно, и потребной мощности в режиме плавания, глиссирования и особенно старта имеет важное значение. Это объясняется тем, что, например, потребная мощность в районе «горба» на кривой сопротивления, т. е. при минимальном значении гидроаэродинамического качества аппарата, как правило, характеризует суммарную мощность его энергетической установки.
Сопротивление движению модели в режиме плавания и глиссирования, т. е. когда аэродинамическими силами можно пренебречь, обычно определяют методами, широко применяемыми судостроителями во всех странах, т. е. по Фруду. Для этого из общего сопротивления движению выделяют силы трения о воду (вычисленные по формулам), которые зависят главным образом от числа Рейнольдса. Оставшуюся часть сопротивления пересчитывают на натуру пропорционально кубу линейного масштаба модели. Затем это сопротивление (остаточное) суммируют с сопротивлением трения судна, рассчитанным по формулам, и таким образом определяют приближенное значение его полного сопротивления.