Сверхзвуковой пассажирский самолет ТУ 144


В 60-е годы, когда на службе ВВС появились тяжелые сверхзвуковые машины, возникла идея создания сверхзвукового пассажирского самолета. Патриарх российского самолетостроения А.Н.Туполев поручил воплотить ее в жизнь своему сыну А.А.Туполеву (он слева на снимке, рядом с отцом). Проектирование и аэродинамические исследования заняли пять лет. 31 декабря 1968 г. состоялся полет первого в мире сверхзвукового авиалайнера Ту-144. В 70-е годы в Воронеже началось его серийное производство, взлет первого Ту-144 из Внуковского аэропорта. Эта же машина сфотографирована в 1969 г. на летном поле в Шереметьево. Вскоре появились серийные «Ту», они запечатлены на аэродроме ЛИИ в Жуковском.
В 1977 г. начались пассажирские перевозки. Из аэропорта Домодедово, где сделаны снимки, Ту-144 дважды в неделю летали в Алма-Ату, беря на борт 100 пассажиров и перенося их на юг страны со скоростью 2300 км/ч. К сожалению, эти рейсы оказались для «Аэрофлота» убыточными, даже при более дорогих, чем обычно, билетах — слишком много горючего расходовал сверхзвуковой самолет. Надежды возлагали на применение более экономичных двигателей и на более дальние рейсы. На фотографии -Ту-144Д с новыми двигателями, прилетевший из Москвы в Хабаровск (1977 г.). Всего построили семнадцать Ту-144. В 1978 г. эксплуатациясамолета была прекращена. Формальным поводом послужила катастрофа Ту-144Д в исытательном полете без пассажиров 28 мая 1978 г. Но главным было то, что, несмотря на усилия конструкторов, самолет оставался убыточным для «Аэрофлота».
В 1996-1999 гг. Ту-144, переделанный в летающую лабораторию, выполнил в Жуковском серию полетов, предназначенных для изучения возможностей создания сверхзвукового пассажирского самолета нового поколения. Исследования проходили на средства США,
поэтому на киле Ту-144 рядом с российским изображен американский флаг.

Читайте также  МНОГОЦЕЛЕВОЙ ВЕРТОЛЕТ SA-365 «ДОФЭН-2»