ТРАНСПОРТНО-ДЕСАНТНЫЙ ВЕРТОЛЕТ МОДЕЛЬ 114


Диаметр несущего винта, м .. 18,29
Масса, кг:
пустого.. 10430
максимальная.. 24290
Грузоподъемность, кг..12700
Двигатели..2 ТВД Лайкоминг TSS-L-712, 357 кВт х 2
Максимальная скорость, км/ч.. 287 (Mвзл = 15000 кг)
Потолок, м:
статический.. 3750
динамический..,.. 4495
Дальность полета, км.. 370
Экипаж.. 2..3
Опытные разработки вертолетов больших размеров для армии США фирмой Боинг Вертол начаты в 1959 году.
К 1961 году был разработан вертолет Модель 114, получивший армейское обозначение СЕ-1В «Чинук» (рис. 76, 180). Первый полет осуществлен 19 декабря 1961 года. В 1962 году этот вертолет был переименован в СН-47А. Вначале на нем были установлены два двигателя ГТД Т-55 мощностью 1641 кВт фирмы Лайкоминг, которые были затем заменены двигателями Т-55 мощностью 2797 кВт.
На этом вертолете уменьшение длины фюзеляжа, по сравнению с Моделью 107 (1958 г.), достигнуто за счет значительного перекрытия несущих винтов. При этом установка заднего несущего винта на пилоне значительной высоты исключает взаимные удары лопастей переднего и заднего винтов при их вращении. Кроме того, такой разнос несущих винтов по высоте практически устраняет влияние работы переднего винта на аэродинамические характеристики заднего.
В течение 1960-1982 гг. вертолет СН-47А постоянно подвергался совершенствованию. В результате этого армия США получила несколько модификаций «Чинука» (СН-47В, СН-47С, CH-47D). С 1985 года начато переоборудование вертолетов СН-47А, В и С в модификацию CH-47D и к концу 1993 года предполагается закончить переделку всех ранних моделей СН-47 в модификацию CH-47D (всего 421 шт.). При переделке вертолетов СН-47А, В и С в модификацию CH-47D планер вертолета разработан почти заново. Фюзеляж имеет прямоугольное сечение со скругленными углами, цельнометаллический, типа полумонокок. Вдоль нижней части фюзеляжа с каждой стороны расположены обтекатели из сотового материала, в которых установлено по три топливных бака общей емкостью 3944 литра.
Кабина экипажа двухместная, с каждой стороны имеются сбрасываемые аварийные двери. В грузовой кабине объемом 40,78 мЗ устанавливаются 33 основных и 11 дополнительных сидений для десантников, установленных вдоль центрального прохода. Кроме того, в грузовой кабине предусмотрены узлы крепления носилок для 24 раненых. В пассажирском варианте вертолета возможна установка 59 кресел. Доступ в грузовую кабину обеспечивается через центральную дверь с правой стороны. Грузовая кабина имеет люки аварийного покидания. Кабины экипажа и грузовая соединяются проходом.
Створка грузового люка, откидываясь, образует ] погрузочную рампу, которая снабжена тремя откидными секциями.
Несущие винты имеют шарнирное крепление лопастей. Лопасть имеет D-образный лонжерон из] стеклопластика и отсеки с композиционным сотовым заполнителем. Для снижения абразивного износа но- J сок лопасти имеет обшивку из титановых и никелевых сплавов. Кроме того, в носке лопасти предусмотрен монтаж элементов противообледенительной системы и противовесов для смещения линии центров масс лопасти ближе к линии центров давления, что исключает флаттер лопасти.
Двигатели установлены с каждой стороны пилона заднего несущего винта, имеют осевые воздухозаборники, затянутые сетчатыми экранами, которые исключают попадание посторонних предметов Колеса задних стоек шасси самоориентирующиеся, но предусмотрена возможность управления этими колесами из кабины экипажа.
На вертолете установлена усовершенствованная система управления фирмы Ханиуэлл, с помощью которой возможно длительное выдерживание заданного углового положения вертолета и скорости полета, а также выдерживание курса и высоты полета.
Электронное оборудование включает усовершенствованные системы: УКВ радиостанцию дециметрового диапазона с амплитудной модуляцией (AM), УКВ радиостанцию метрового диапазона св воздухозаборники при посадке и взлете с неподготовленных площадок.
Трансмиссия вертолета состоит из двух редукторов несущих винтов, центрального редуктора, двух редукторов двигателей и соединительных валов. Трансмиссия рассчитана на максимальную мощность 5595 кВт и может работать без подачи смазки в течение 30 минут.
Шасси неубирающиеся с четырьмя стойками. частотной модуляцией, УКВ радиостанцию метрового диапазона с AM, сигнально-переговорное устройство, систему опознавания «свой-чужой», всенаправленный УКВ радиомаяк и систему предупреждения об облучении.
Усовершенствованный вариант «Чинука» СН-47D обладает повышенной надежностью, ремонтопригодностью и является более экономичным и в производстве, и в эксплуатации. Кроме того, полагают, что его уязвимость от огня противника ниже на 36-27% по сравнению с уязвимостью вертолета СН-47А, В и С.

Читайте также  Ва­рианты самолета Boeing 747