ВЕРТОЛЕТ S-76

Диаметр несущего винта, м..13,41
Масса, кг:
пустого..2545
максимальная..5171
Грузоподъемность, кг..ЮОО
Двигатели..2 ТВД Аллисон 25О-СЗО,485кВт х 2
Максимальная скорость, км/ч..269
потолок, м:
статический..256O
динамический..4725
Дальность полета, км..713
Экипаж..2

В 70-х годах наметился устойчивый интерес к экономичным вертолетам, рассчитанных на перевозку пассажиров. Успех фирмы Белл со своей моделью «206» заставил руководство фирмы Сикорский в 1974 году предпринять попытку создания вертолета, который вскоре начал рекламироваться как первый комерческий, ориентированный на эксплуатацию в гражданском секторе экономики. Особо подчеркивалась его приспособленность для перевозки персонала, обслуживающего нефтяные и газовые платформы в открытом море.
В новом вертолете , первый полет которого состоялся 13 марта 1977 года, не в последнюю очередь уделено большое внимание эстетическому виду. И, конечно, использованы технологические разработки, апробированные на вертолете S-7O.
Каждая из четырех лопастей НВ изготовлена из сочетания полых лонжеронов титанового сплава, сотового заполнителя и стеклопластиковой обшивки. Используется нелинейная крутка лопастей по размаху. На концах лопастей имеется стреловидность для уменьшения изгибающих моментов на больших скоростях, снижения шума и вибрации. Лопасти соединяются со втулкой НВ посредством конических эластомерных подшипников, срок эксплуатации которых со ставляет 2000 часов. Хвостовой винт выполнен из композиционного материала на основе графита. В пассажирской кабине размещается 12 человек. Четыре двери открываются, как у автомобиля. Трехопорное шасси — убирающееся. Фюзеляж изготовлен из сочетания металлических и композиционных материалов.
В феврале 1979 года началась коммерческая эксплуатация S-76. Была надежда, что вертолет смогут покупать небольшие государства Европы и Азии. Первую партию из восемнадцати вертолетов закупила Иордания. Однако массовых закупок из-за высокой стоимости фирме первоначально организовать не удалось. Выход был найден традиционный -модернизация S-76 в военный вариант. Вариант S-76A (AUH-76) был объявлен как многоцелевой вертолет, способный выполнять транспортные операции и оказывать огневую поддержку с воздуха. В апреле 1982 года S-76A был продемонстрирован военным экспертам. На S-76A установлены сдвижные двери в кабину и грузовой отсек, неубирающееся шасси, взрывобезопасные топливные баки, бронированные сиденья летчиков, места для 10 десантников, арматура для крепления 16 ШУР«ТОУ», пулемета калибра 7,62 мм. На входе в двигатель установлен сепаратор очистки воздуха от посторонних предметов.
В 1984 году начались испытания другой модификации S-76B (Н-76) «Игл», на которой установлены более мощные двигатели РТ6В-36, 716 кВт каждый. При этом масса полезной нагрузки увеличилась на 499 кг. С другой стороны пришлось увеличить фюзеляж, усилить НВ и втулку НВ. Появился лазерный дальномер, интегральная система управления огнем.
Полезная нагрузка включает 10 десантников или 1500 кг на внешней подвеске. Уделено внимание защите вертолета от управляемых ракет противника (система предупреждения об облучении, ложные тепловые цели, выброс металлизированных лент).
В 1985 году предложен еще один вариант H-76N для военно-морского флота. Круг выполняемых задач традиционен: наблюдение и целеуказание морских целей, борьба с подводными лодками. В этом варианте усилено шасси, установлены складывающийся винт и система крепления к палубе. Вертолет оснащен РЛС кругового обзора, все вычисления выполняет цифровая ЭВМ. Возможна установка опускаемого в воду гидролокатора. Мощность двигателя Аллисон 25О-С345 доведена до 548,3 кВт. Вертолет может нести две торпеды.
Военные варианты S-76 приняты на вооружение в США и проданы в ряд государств Азии.
На основе S-76 был создан экспериментальный вертолет S-75, построенный почти целиком из композиционных материалов. На долю алюминиевых и стальных сплавов приходится только 15,6% массы. Был достигнут выигрыш в массе 25,2%, стоимости — 24,5%, надежности — 25%. С 27 июля 1984 года начались летные испытания. В ходе испытаний выяснилось, что необходим крепеж из нержавеющей стали, а для защиты от ударов молний — металлическая сетка, покрывающая всю конструкцию. Полученные результаты будут использованы в следующем поколении вертолетов Сикорского.

Читайте также  МНОГОЦЕЛЕВОЙ ВЕРТОЛЕТ SA-365 «ДОФЭН-2»