ВЕРТОЛЕТ ХИЛЛЕР Н-12


Диаметр несущего винта, м.. 1О,8
Масса, кг:
пустого.. 798
максимальная..1270
Грузоподъемность, кг.. ЗОО(3 пас.)
Двигатели.. 1ПД Лаикоминг VO-S4O, 253 кВт
Потолок, м:
статический..3290
динамический..4940
Максимальная скорость, км/ч..154
Дальность, км.. 676
Экипаж.. 1

По назначению вертолет является многоцелевым, появился как результат развития модели Хиллер-360. Под индексом Н-12 использовался в корейской войне (в армии США имеет обозначение Н-23А «Рэйвн»).
Отличительной особенностью вертолета является бульбообразная форма кабины, расположение двигателя на открытой платформе, хвостовая балка, укрепленная для жесткости трубчатым подкосом. Внутри подкоса проходит вал к рулевому винту.
Первый полет Н-12 осуществлен в октябре 1948 года. Серийные поставки Н-23А — с февраля 195O г. Применялся для выполнения задач по эвакуации раненых с поля боя.
В армию США было поставлено ЮО шт. Н-23А и 5 шт. в ВВС. Одновременно в ВМС было поставлено 17 вертолетов с обозначением НТЕ и 35 шт. НТЕ-2, имевших колесное шасси и двойные органы управления для тренировки летчиков.
В дальнейшем выпущено много модификаций вертолета Н-12. На Н-12 (Н-23А) был установлен поршневой двигатель Франклин мощностью 133 кВт, а последующие модификации имели более мощные двигатели.
Вертолет Н-23В оснащен двигателем Франклин мощностью 149 кВт. В армию США поступило 273 шт. и 81 шт. в другие страны.
Серия Н-23С выпускалась с 1955 года с прежним двигателем и усиленными лопастями несущего винта. Вертолет пользовался популярностью в США и других странах как тренировочный и наблюдательный.
Вертолет H-12D совершил первый полет в апреле 1956 года, являлся новой военной модификацией с более мощным двигателем Лаикоминг (186 кВт) и усовершенствованной трансмиссией с гарантийным сроком службы 1000 часов. Увеличенный диаметр несущего винта позволил довести полезную нагрузку до 254 кг. В течение 1957-63 гг. было закуплено 348 шт. H-23D.
В 1958 году вышла модель Н-12Е с двигателем 227 кВт. Эта модель приобрела большую популярность при использовании в военных и коммерческих целях. Кроме армии США закупался ВМС, а также Канадскими и Королевскими вооруженнымии силами (Великобритания).
Вертолеты серии Н-12 были приобретены многими странами (Китай, Колумбия, Западная Германия, Гватемала, Индонезия, Япония, Израиль, Мексика, Перу и др.).
Вертолет Н-12Е4 с двигателем 227 кВт был лидером среди вертолетов своего класса по летным характеристикам и факторам безопасности. Был первым вертолетом в США, с помощью которого смонтирована линия электропередачи в труднодоступной местности. Являлся наиболее экономичным 4-местным вертолетом по стоимости и затратам на эксплуатацию. 18 мая I960 года установлен рекорд по высоте и посадке на горе Маккинли, штат Аляска на высоте 5486 м.
Применяется как воздушное такси в индустриальных центрах, транспортное средство в подразделениях полиции и как связной корабельный вертолет. В дальнейшем мощность двигателя увеличена до 254 кВт. Имеются модификации Н-12ЕТ и Н-12Е4Т, оснащенные турбовальным двигателем Аллисон, 313 кВт, что дает преимущество для высотных и тропических условий.

Читайте также  Конструкция самолета Р.600