Взлетные особенности

Характерной особенностью взлета турбореактивного самолета является его продолжительный разбег и боль­шая длина взлетной дистанции (расстояние от места начала разбега самолета до подъема его на высоту

25 м)

Время, затрачиваемое на взлет, и длина взлетной дистанции зависят от скорости отрыва самолета и уско­рений при разбеге. Скорость отрыва самолета от взлет­но-посадочной полосы определяется в основном на­грузкой — на квадратный метр крыла и величиной коэф­фициента подъемной силы при отрыве. Так как совре­менные реактивные пассажирские самолеты имеют большую загрузку горючим, пассажирами и грузом, то это приводит к высоким нагрузкам на квадратный метр крыла, а чем она выше, тем большее время самолет затрачивает на разбег.

Отсутствие обдува крыльев реактивного самолета потоком воздуха от винтов, малый их размах и низкие тяговые качества турбореактивных двигателей у земли усложняют взлет и намного увеличивают взлетные дистанции этих самолетов по сравнению с самолетами. Так, например, взлетная дистанция пас­сажирского самолета ИЛ-14 с поршневыми двигателя­ми составляет в среднем 1100 м, а взлетная дистанция реактивного пассажирского самолета ТУ-104 почти в три раза больше.

Большое значение имеет то обстоятельство, что тур­бореактивный двигатель очень медленно разгоняется от малого до полного газа (в 5—6 раз медленнее, чем если быстро дать газ при малой скорости движения самолета, то нарушится правильное соотно­шение между количествами топлива и воздуха, посту­пающими в двигатель, — топливо будет в избытке, а воздуха не будет хватать из-за слабого скоростного на­пора. В двигателе резко повысится температура, воз­никнет опасность перегрева и выхода из строя лопаток турбины. Для предотвращения этой опасности приме­няют автомат, который регулирует подачу топлива в зависимости от количества воздуха, поступающего в двигатель.

На длину разбега реактивного самолета влияют также температура окружающего воздуха и высота аэродрома над уровнем моря. Так, например, при по­вышении температуры воздуха до 25° С длина разбега самолета ТУ-104 увеличивается на 400— 600 м по сравнению с длиной разбега при температуре 4° С.

Читайте также  ТРАНСПОРТНЫЙ ВЕРТОЛЕТ S-58

Каждые 100 м повышения уровня аэродрома при­водят к увеличению взлетной дистанции на 100 м. Если самолет при взлете с аэродрома, расположен­ного над уровнем моря на высоте 300 м, пробежал по взлетной полосе 2000 м, то при взлете с аэродрома, рас­положенного над уровнем моря на высоте 1000 м, этот же самолет при той же загрузке пробежит уже 2700 м.

Встречный ветер сокращает длину пробега самолета, а попутный ветер, наоборот, может настолько увели­чить длину разбега, что взлет самолета становится опасным.

При всех обстоятельствах современные реактивные транспортные самолеты нуждаются в хороших бетони­рованных взлетно-посадочных полосах большой протя­женности (2—3 км).