Хвостовое оперение самолета ан-12

Хвостовое оперение самолета свободнонесущее, однокилевое. Оно состоит из двух консолей стабилизатора, двух половин руля высоты с триммерами, киля, руля направления с триммером и пружинным сервокомпенсатором и форкиля 5.

Стабилизатор и киль двухлонжеронной конструкции с работающей обшивкой из алюминиевого сплава. Для улучшения характеристик продольной и путевой управляемости самолета руль высоты имеет осевую аэродинамическую компенсацию 29%, а руль направления—32%. Руль высоты имеет весовую перебалансировку, т.е. центр тяжести руля расположен впереди оси вращения. Руль направления имеет 100-ную весовую балансировку, т.е. центр тяжести руля расположен в оси вращения. Угол поперечного V стабилизатора и угол установки стабилизатора равны 0°.

Горизонтальное оперение включает стабилизатор, руль высоты и триммеры руля высоты. Стабилизатор состоит из двух консолей, каждая из которых состыкована с фюзеляжем четырьмя стальными узлами по шп. № 62 и 65. В поперечный набор каждой консоли входят восемь нервюр, из которых три нервюры силовые, одна корневая и одна концевая. Силовые нервюры воспринимают нагрузку от узлов навески руля высоты. Носок стабилизатора обогревается электрически при помощи противообледенительного устройства, наклеенного на внутреннюю сторону обшивки.

Руль высоты однолонжеронной конструкции с химически фрезерованной обшивкой из алюминиевого сплава. К торцу руля крепится труба с рычагом управления рулем высоты. Второй конец трубы входит в шариковый подшипник, который запрессован в кронштейн, установленный на стенке шпангоута № 65 фюзеляжа. На лонжероне руля закреплены три опорных узла, служащих для подвески руля высоты на кронштейнах стабилизатора. Весовая перебалансировка обеспечивается чугунными грузами, закрепленными к балочке, идущей вдоль всего носка руля.

Триммер руля высоты имеет 25%-ную осевую компенсацию и 100%-ную весовую балансировку. Балансиры — стальные стержни установлены в носке триммера. Каркас триммера обмотан перкалевой лентой, к которой крепится наружная обшивка из полотна AM-100. Триммер подвешивается к рулю на трех шарнирных узлах.

Читайте также  Сигнализация вызова бортпроводника

Вертикальное оперение включает киль 2, руль направления 4 с триммером 8 и пружннным сервокомпенсатором 7 и форкиль 5. Киль крепится к фюзеляжу четырьмя узлами по шп. № 59 и 62. Поперечный набор киля состоит из 11 нервюр, из которых усиленными являются три нервюры, расположенные в места» навески руля направления, и корневая нервюра. Носок киля обогревается электрически.

Руль направления однолонжеронной конструкции. Для стопоре- и и я руля направления и ограничения максимальных отклонений его на носовой части корневой нервюры установлен стальной кронштейн, Имеющий гнездо для штыря стопорного механизма и выступы, в которые упирается штырь при крайних положениях руля. Руль направления крепится на трех узлах, установленных на заднем лонжероне киля и на узле, укрепленном на фюзеляже. Весовая балансировка руля обеспечивается чугунными грузами, укрепленными на балочке, которая проходит вдоль оси носка руля;

Триммер руля направления и сервокомпенсатор имеют каждый 25%-ную осевую компенсацию, 100%-ную весовую балансировку. Балансировка обеспечивается стальными грузиками. Обшивка триммера и сервокомпенсатора выполнена из полотна АМ-100 Сервокомпенсатор крепится к рулю на четырех узлах, триммера на трех.